×
Меню сайта

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

 

ФГОС – это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В данном документе взят за основу принцип уникальности детства, которое рассматривается как значимый период в жизни каждого человека. Уделяется особое внимание взаимодействию родителей, воспитателей и детей, семья становится реальным участником педагогического процесса, ребёнок рассматривается как самостоятельная, уникальная, индивидуальная личность.

Образовательные области в ФГОС:

  • Физическое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

Цели:

Цели ОО в Стандарте прописаны виде предполагаемых результатов. Кроме того, ФГОС включает в себя требования к условиям реализации основной образовательной программы, где указано, что программа должна обеспечивать создание условия для социализации ребёнка, его личностного развития и учёт индивидуальных и творческих способностей каждого ребёнка на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Предметно-пространственная среда:

В Стандарте большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде. Она должна обеспечивать  возможность реализации образовательной программы, в группах и на участках должно быть необходимое количество материалов, инвентаря и оборудования для развития детей. Если существуют программы для детей с ограниченными возможностями, то нужно создать необходимые для этого условия. Среда должна быть насыщена игровыми материалами, спортивным и оздоровительным инвентарём, соответствующим возрастным особенностям и реализуемой программе. Среда должна изменяться в зависимости от образовательной ситуации и потребностей детей (т.е. трансформируемость среды).  Среда должна содержать материалы и предметы для разнообразного использования в различных видах детской деятельности (полифункциональность среды). Развивающая среда должна состоять из различных пространств (раньше называли уголки или зоны), материал должен периодически меняться(вариативность среды). Необходим свободный доступ к игрушкам, материалам, пособиям, в том числе и для детей с ограниченными возможностями (доступность среды), и, среда должна быть безопасной. Всё то, что мы давно используем в своей работе теперь прописано в одном документе – ФГОС, что очень радует.

Дигностика:

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не используются для оценки детских достижений, даже в виде диагностики, кроме того, они определяются не зависимо от реализуемой Основной образовательной  Программы ДОУ и её характера. Получается, что данные ориентиры нужны  педагогам, для (пункт 4.4. ФГОС) формирования, анализа  профдеятельности, для анализа взаимодействия с семьями, для изучения характеристик образования детей от 2 месяцев до 8 лет, для информирования других участников образовательного процесса о целях дошкольного образования.  Отдельно отмечается, что промежуточная и итоговая аттестация дошкольников для выявления уровня усвоения Программы, не проводится. В Стандарте указано, что диагностика может проводиться педагогом, по результатам которой, воспитатель корректирует индивидуальную и групповую работу с детьми.  При необходимости специалистами (педагог-психолог) с разрешения родителей, может быть проведена психологическая диагностика.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Ребёнок:

  • проявляет любознательность
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми
  • умеет подчиняться  правилам и социальным нормам в разных видах деятельности; способен к волевым усилиям в разных видах деятельности
  • способен к принятию собственных решений
  • обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире
  • проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности
  • уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим
  • обладает развитым воображением
  • владеет разными формами и видами игры
  • творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п.
  • ребёнка развита крупная и мелкая моторика
  • склонен наблюдать, экспериментировать