Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)
ФГОС – это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В данном документе взят за основу принцип уникальности детства, которое рассматривается как значимый период в жизни каждого человека. Уделяется особое внимание взаимодействию родителей, воспитателей и детей, семья становится реальным участником педагогического процесса, ребёнок рассматривается как самостоятельная, уникальная, индивидуальная личность.
Образовательные области в ФГОС:
- Физическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Цели:
Цели ОО в Стандарте прописаны виде предполагаемых результатов. Кроме того, ФГОС включает в себя требования к условиям реализации основной образовательной программы, где указано, что программа должна обеспечивать создание условия для социализации ребёнка, его личностного развития и учёт индивидуальных и творческих способностей каждого ребёнка на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Предметно-пространственная среда:
В Стандарте большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде. Она должна обеспечивать возможность реализации образовательной программы, в группах и на участках должно быть необходимое количество материалов, инвентаря и оборудования для развития детей. Если существуют программы для детей с ограниченными возможностями, то нужно создать необходимые для этого условия. Среда должна быть насыщена игровыми материалами, спортивным и оздоровительным инвентарём, соответствующим возрастным особенностям и реализуемой программе. Среда должна изменяться в зависимости от образовательной ситуации и потребностей детей (т.е. трансформируемость среды). Среда должна содержать материалы и предметы для разнообразного использования в различных видах детской деятельности (полифункциональность среды). Развивающая среда должна состоять из различных пространств (раньше называли уголки или зоны), материал должен периодически меняться(вариативность среды). Необходим свободный доступ к игрушкам, материалам, пособиям, в том числе и для детей с ограниченными возможностями (доступность среды), и, среда должна быть безопасной. Всё то, что мы давно используем в своей работе теперь прописано в одном документе – ФГОС, что очень радует.
Дигностика:
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не используются для оценки детских достижений, даже в виде диагностики, кроме того, они определяются не зависимо от реализуемой Основной образовательной Программы ДОУ и её характера. Получается, что данные ориентиры нужны педагогам, для (пункт 4.4. ФГОС) формирования, анализа профдеятельности, для анализа взаимодействия с семьями, для изучения характеристик образования детей от 2 месяцев до 8 лет, для информирования других участников образовательного процесса о целях дошкольного образования. Отдельно отмечается, что промежуточная и итоговая аттестация дошкольников для выявления уровня усвоения Программы, не проводится. В Стандарте указано, что диагностика может проводиться педагогом, по результатам которой, воспитатель корректирует индивидуальную и групповую работу с детьми. При необходимости специалистами (педагог-психолог) с разрешения родителей, может быть проведена психологическая диагностика.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Ребёнок:
- проявляет любознательность
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми
- умеет подчиняться правилам и социальным нормам в разных видах деятельности; способен к волевым усилиям в разных видах деятельности
- способен к принятию собственных решений
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире
- проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности
- уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим
- обладает развитым воображением
- владеет разными формами и видами игры
- творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п.
- ребёнка развита крупная и мелкая моторика
- склонен наблюдать, экспериментировать